Алексей Орлов: "Мы в полной боевой готовности"

Две недели осталось до старта нового сезона Кубка России. Говорим о ходе подготовки к нему в нашем интервью с руководителем департамента проведения всероссийских соревнований Алексеем Орловым
КЛЮЧЕВАЯ ТРУДНОСТЬ - ВЫБОР ПОТЕНЦИАЛЬНОГО МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ СОРЕВНОВАНИЙ
- Начнем с традиционного вопроса. Уже 1 декабря состоится первый старт нового сезона. Как обстоят дела с подготовкой к нему? Что нового нас ждет в предстоящем сезоне?
- Все в полной боевой готовности. Все формальности с местами проведения улажены, ждем старта соревнований. Благодарим всех, кто принимал участие в подготовке к новому сезону. Все локации проведения соревнований традиционные, новых мест проведения на данный момент нет. Из новинок можно отметить, что в этом сезоне в Москве будут проводиться не командные соревнования, как раньше, а индивидуальный параллельный слалом, а в Красноярске чемпионат России в параллельном слаломе у мужчин и женщин состоится в вечернее время.
- У нас очень непростой вид спорта в плане организации соревнований. Какие основные трудности возникают в работе при подготовке к Всероссийским соревнованиям?
- Сложностей в организации хватает. Об этом говорили и представители FIS на комитете Кубка Европы. Вот лишь несколько нюансов, с которыми мы сталкиваемся при проведении и выборе мест соревнований: желание властей региона и владельцев горнолыжного комплекса видеть у себя соревнования, а главное – дать согласие на создание жесткого покрытия соревновательных трасс; климатические факторы: период отрицательных температур, устойчивость погоды; инфраструктурные возможности горнолыжного комплекса: сертификация трасс (трассы должны быть включены во всероссийский реестр объектов спорта), наличие работоспособных систем искусственного оснежения, наличие ратраков и систем спортивной безопасности, а также подготовленный персонал, который всем этим может оперировать; наличие в регионе проведения достаточного контингента спортивных судей, либо согласие властей региона или владельцев горнолыжного комплекса на затраты по привлечению судей из других регионов; наличие в месте проведения соревнований спортивной школы по горнолыжному спорту – очень важно, чтобы дети имели возможность воочию смотреть за техническим исполнением ведущих спортсменов страны, визуализировать технические действия, технику исполнения горнолыжного спорта.
Однако ключевая трудность – выбор потенциального места проведения соревнований. На текущий момент в России действует более 350 горнолыжных курортов. Из них около 50 считаются крупными с пятью и более подъемниками различного типа, включая небольшие канатно-буксировочные дороги. У 30 курортов есть трассы, сертифицированные FIS. В их числе трассы Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, Калужской области, имеющие перепад высот не более 80 метров, пригодные только для детских соревнований, либо проведения параллельных соревнований. Кроме этого, по правилам, все официальные соревнования, включенные в единый календарный план Минспорта, могут проводиться только на трассах, имеющих сертификат либо Международной федерации лыжного спорта, либо сертификат РФГС. То есть, они должны быть приняты специально обученными людьми, инспекторами, которые принимают трассу, делают ее план, рассчитывают средства безопасности. То есть, мест, где можно провести соревнования, не так много.
Также нужно понимать, что на сегодняшний день практически все горнолыжные комплексы – это коммерческие предприятия, имеющие цель извлечение прибыли. За исключением нескольких, находящихся в ведении органов исполнительной власти в области физической культуры и спорта, хотя и у них есть план по доходам. Проведение соревнований – это закрытие склонов, обеспечение мер общественной спортивной безопасности, где не 50 метров сетей безопасности, а километры надо устанавливать. Раннее начало работы канатных дорог, требования по жесткости снежного покрытия, а это дополнительная работа систем искусственного оснежения и дополнительные операционные расходы для горнолыжных комплексов.
Мы имели опыт проведения соревнований на разных, крупных курортах. В период становления некоторых из них, мы сотрудничали и проводили прекрасные совместные мероприятия, организовывали соревнования. Однако с увеличением туристического потока стартовать на этих трассах не представлялось возможным и нам приходилось вносить коррективы в календарь. В первую очередь, это связано с тем, что при большом туристическом потоке у курортов нет возможности заливать склон и закрывать его для нас, а соревноваться на мягком полотне мы не можем. Вы понимаете, что соревнования на таких трассах – это соревнования для первых 10-15 спортсменов. Все, кто стартует позже, не могут показать результат из-за возникающих ям и бугров.
Но несмотря на описанные нюансы и сложности, мы продолжаем проводить соревнования и ценим и благодарим тех, с кем взаимодействуем.
НЕ ХОТИМ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ПЕРИОД 1990-Х ГОДОВ
- Какие соревнования нашего календаря особенно выделите по сложности организации?
- Я бы выделил дальневосточный блок на Камчатке и Сахалине. Ведь мы проводим там скоростные дисциплины. Это совершенно другой уровень спортивной безопасности по сравнению с техническими дисциплинами. К примеру, в Елизово более 400 метров склона имеют уклон более 40%. В Южно-Сахалинске более 300 метров склона с уклоном более 40%. Там же есть участок и с уклоном более 57%. Это для понимания, что на указанных участках скорость далеко за сотню километров в час.
Это значит, что в случае падения спортсмена, нам необходимо полностью исключить возможность его столкновения с деревьями и другими препятствиями, которые присутствуют по краям трассы. Отмечу, что один ряд сетей типа B снижает скорость спортсмена, который при падении в эту сеть залетает, на 40 км/ч. То есть, чтобы обеспечить безопасность таких скоростных зон, необходимо установить 3 ряда сетей.
Кроме того, для придания жесткости полотну соревновательной трассы, мы поливаем ее водой, пропитываем таким образом снег, чтобы сделать из полотна практически каток. Площадь трассы, которую необходимо пропитать водой в Елизово, более 105.600 м2 (Прим. ред: почти 15 футбольных полей), а в Южно-Сахалинске 70.850 м2(Прим. ред: почти 10 футбольных полей).
Из приведенных цифр должно быть понятно, что организовывать соревнования в скоростных дисциплинах гораздо тяжелее, чем в технических. Представьте, мы закончили соревнования, и для того, чтобы запустить туристов, горнолыжному курорту необходимо сломать тот лед, который остался на трассах. Учитывайте, что его толщина минимум 15 сантиметров, а иногда доходит до 30 сантиметров. В прошлом сезоне в Красноярске ратраки не смогли сломать лед, оставшийся после наших соревнований. Руководство горнолыжного курорта было вынуждено запустить систему искусственного оснежения, сгенерировать снег и раскладывать его по трассе, чтобы была возможность открыть склон для туристического катания. Это заняло почти две недели.
- Учитывается ли мнение спортсменов и команд при планировании календаря соревнований? Зачастую некоторые из них отмечают сложность календаря, просят учитывать возможность проведения тренировок
- В течение сезона руководство и специалисты федерации выслушивают разные, порой очень противоречивые мнения спортсменов, тренеров, руководителей региональных федераций относительно текущего календаря. Мы находимся в тех рамках, о которых я уже рассказал. В дополнение к этим ограничениям можно добавить еще фактор длительных выходных, приуроченных к Новому году, 23 февраля, 8 марта, зимних и весенних каникул школьников. То есть, это периоды максимального заполнения горнолыжных комплексов отдыхающими, когда все курорты зарабатывают. И еще, в отличие от FIS, мы должны учитывать необходимость региональных спортсменов участвовать в чемпионатах и первенствах своих регионов, которые являются отборочными. Если вы уберете перечисленные периоды и посмотрите на календарь, то поймете, что поле для маневров не так велико.
Что касается комментариев спортсменов и тренеров на нехватку времени для тренировок, давайте разбираться. Длительность предстоящего сезона 2025/26 составит 133 дня. Из всего этого времени в течение 50 соревновательных дней запланированы 58 стартов (29 у мужчин и 29 у женщин). Для сравнения, розыгрыш Кубка и чемпионата мира по горнолыжному спорту в прошедшем сезоне у мужчин и женщин продолжался 153 дня, а состоялось 85 стартов (44 у мужчин и 41 у женщин).
Теперь посмотрим на наш предстоящий календарь и какие перерывы в нем запланированы, исходя из наших возможностей. К примеру, между стартами в Москве (27 декабря) и Красноярске (25 января) перерыв составит почти месяц, 29 дней. После Красноярска нас ждет две недели паузы перед этапом на Камчатке. Соглашусь, что на Дальнем Востоке может быть непростой соревновательный период, где в течение 8 дней идут непрерывные старты на Камчатке. Но программа стартов выстроена так, что за эти дни мужчины и женщины отдыхают по два дня. В Южно-Сахалинске 7 дней соревнований и только 1 день женщины соревнуются вместе с мужчинами. То есть, в течение 6 дней либо мужчины, либо женщины отдыхают, аналогично и в Манжероке. После поездки на Алтай и перед заключительным Кировском нас ждет перерыв 18 дней.
Могу согласиться, что в соревновательный период огромная нагрузка лежит на тренерах. Однако нам бы не хотелось возвращаться в период 1990-х годов, когда в течение более 10 лет в России ежегодно, обычно весной, проводилось всего два всероссийских соревнования: чемпионат России и кубок России. На них в течение 10 дней разыгрывались медали и титулы. Больше никаких всероссийских стартов для взрослых спортсменов не существовало.
ТРАССЫ КУБКА РОССИИ ПО ПЕРЕПАДУ, СЛОЖНОСТИ, РЕЛЬЕФУ И ЖЕСТКОМУ ПОКРЫТИЮ ПРИБЛИЖЕНЫ К ТРАССАМ КУБКА МИРА
- Сейчас пойдет четвертый сезон, как все наши спортсмены соревнуются исключительно в России, много сделано в плане изменений организации соревнований, активно стали подключаться регионы. На ваш взгляд, какие главные достижения, сделанные за эти 3 сезона можно отметить? А над чем наоборот идет активная работа?
- В наше информационное время, если какие-то события происходят без освещения в медиа, то этого как будто и не было. Поэтому главное наше достижение состоит в том, что мы проводим прямые трансляции, которые привлекают зрителей. Болельщики, которые не могли посмотреть прямой эфир, могут увидеть все в записи. Особенно это важно для спортсменов, которые видят свои технические ошибки или достижения. Сразу отмечу, что трансляция – это жесткая вещь с точки зрения организации: взаимодействие с режиссером трансляции, организации ранних завтраков в отелях, начало работы канатных дорог, что требует раннего выхода на работу персонала. И все это при четкой работе всех служб по заранее составленной, анонсированной, утвержденной посекундной программе.
Второй момент, который я хотел бы отметить – возможность лучшим российским спортсменам соревноваться на трассах по перепаду, сложности, рельефу и подготовки жесткого покрытия, похожих на трассы Кубка мира. Добиться этого очень нелегко, особенно у мужчин. Но приблизиться к этому у нас получилось. Это позволяет поддерживать уровень ведущих спортсменов, а молодежи учиться и с ними конкурировать.






Третье из значимых достижений – программа федерации по продвижению современных методик подготовки юных спортсменов: обучение тренеров, проведение соревнований среди 12-13 и 14-15-летних спортсменов на достойном уровне и многое другое. Это позволяет юным спортсменам, когда они выходят во взрослый спорт, показывать достойные результаты. Особенно это заметно у девушек, которые в прошедшем сезоне стали выступать среди спортсменок FIS- возраста: в пятерку лучших на соревнованиях были Юлия Мельникова, Олеся Жукова, Кристина Гусева. У юниоров это не так заметно в силу генетических особенностей – юноши мужают позднее девушек. Но можно вспомнить попадание в двадцатку лучших на чемпионате России в слаломе-гиганте таких юных спортсменов, как Никита Дудков и Дмитрий Колченогов.
И главное – все перечисленное не работает без финансового обеспечения со стороны федерации, что в условиях экономических трудностей, переживаемых нашей страной, невероятно тяжело. Однако руководству федерации удается обеспечивать финансирование, проведение соревнований и трансляций.
- У спортсменов особый интерес, во многом из-за призового фонда, вызывают Профессиональные соревнования Серия PRO. Будут ли они проходить в новом сезоне? На сколько большое внимание им уделяется на текущий момент?
- В новом сезоне соревнования Серии PRO будут проходить в двух локациях. В декабре это будет Кировск и Куса, а в апреле снова Кировск. Напомню, что в прошлом сезоне наряду с названными локациями, Серия PRO проводилась и в Белокурихе.
Солидные денежные призы взвинчивают конкуренцию, поэтому все спортсмены, которые рассчитывают на главный приз, понимают необходимость стартовать и раздвигать границы своих возможностей. В итоге получается совершенствование технических навыков спортсмена. В это же время для многих спортсменов заступ за предел технических возможностей – это большая вероятность ошибок и схода с трассы.
Серия PRO выполняет еще одну важную функцию – приучает спортсмена к самостоятельности. Не секрет, что спортсмены с юного возраста воспитываются тренером. Все организационные вопросы решает он: направляет заявки на участие в соревнованиях, участвует в собраниях с жюри, предоставляет необходимые документы, организовывает тренировки, сборы, размещение в гостиницах, переезды и разминки перед стартом. В Серии PRO ничего этого нет. Все вышеперечисленное спортсмен выполняет сам. Когда находишься внутри процесса самостоятельных действий спортсмена, очень интересно за ними наблюдать.
- Предстоящий сезон Кубка России станет четвертым, который мы будем показывать в прямом эфире. Наши зрители уже стали по-настоящему искушенными. Мы много чем их удивляли, делали наши трансляции креативнее и технически более насыщенными. Осталось ли в наших закромах, чем еще удивить наших подписчиков? И вообще трансляции-то будут?
- Трансляции, конечно, будут! С большой долей вероятности можно говорить о декабрьских трансляциях из Кировска, Кусы и Москвы. После Нового года высока вероятность вечерней трансляции чемпионата России в параллельном слаломе из Красноярска при искусственном освещении. Будут трансляции с чемпионата России в супер-комбинации и командных соревнований из Елизово, чемпионата России в супер-гиганте из Южно-Сахалинска, чемпионата России в слаломе и слаломе-гиганте из Манжерока, финала Кубка России в слаломе и Серии PRO в апреле.
Что касается вопроса, чем мы можем удивить наших подписчиков, не хочу раскрывать все карты, но поверьте, новинки и сюрпризы для зрителей будут. И мы готовы зрителей приятно удивить.
- Календарь Кубка мира на новый сезон, как правило, публикуют практически сразу после окончания сезона предыдущего. Мы его выкладываем за несколько месяцев до начала соревнований. Можете объяснить почему?
- Чтобы ответить на этот вопрос и понять контекст, хотел бы привести немного исторических фактов. В Европе развитие горнолыжных курортов ведет свой отсчет с 1870-х годов. В СССР отдельные курорты начали строиться в конце 1950-х годов. К примеру, Чегет, Домбай, а более массово в 1970-х годах – Эльбрус, курорты в Армении, Грузии. И на текущий момент в мире насчитывается 6127 горнолыжных курортов. Из них – более 4000 находятся в Европе, а в России, как мы уже говорили, несколько десятков. Идем дальше. Под эгидой FIS в прошедшем сезоне без учетов детских стартов было проведено больше 3100 соревнований. В них стартовали более 200 тысяч спортсменов, а FIS пункты заработали почти 13 тысяч горнолыжников.
Это я к чему? FIS – огромная пирамида, имеющая на вершине старты Кубка мира. У FIS огромный выбор с точки зрения мест проведения стартов Кубка мира. Для того, чтобы курорт получил право провести соревнования Кубка мира у FIS есть определенные требования. Несколько сезонов курорт должен организовывать соревнования уровня FIS, затем соревнования уровнем выше – континентальный кубок или чемпионат мира среди юниоров. Только после этого можно претендовать на то, чтобы принимать этапы Кубка мира. И то, речь в основном идет о проведении женских этапов в скоростных дисциплинах. Мужские этапы Кубка мира практически все проводятся в одних и тех же местах, в том числе и в скоростных дисциплинах.
Второй фактор. FIS – это автономная организация. Решения, прошедшие через обсуждения в подкомитетах альпийского комитета, утвержденные советом FIS, окончательные. Календарь принятия решений – это начало мая, когда проходит весенняя конференция FIS. Там все эти предложения обсуждаются на подкомитетах альпийского комитета, а в июне совет FIS уже утверждает эти решения.
Теперь о нашем календаре. Понимание, кто готов работать вместе с нами над проведением соревнований у нас появляется к концу апреля. К этому же времени готов и проект календаря. Его составление не так просто, как может показаться, но мы осознаем, что региональным федерациям необходимо планировать тренировочный и соревновательный процессы, поэтому уже в конце апреля мы докладываем его на заседании Президиума федерации. Однако, надо понимать, что для придания нашим соревнованиям официального статуса необходимо согласование с Минспортом региона и утверждение Минспортом России, что занимает дополнительное время.





